воскресенье, 3 февраля 2019 г.

На Крещение - в Адыгею!

В этом году на Крещение я отправилась на термальные источники в Адыгею. Конечно,  не сама по себе, а в рамках автобусного тура выходного дня от компании “Елена Тур”. И свою соседку Зою уговорила на поездку.

День 1-й, 19 января 2019г. - Азишская пещера, термальные источники в Водной Ривьере.

В составе туристической группы из 51 участника мы выехали из города Шахты рано утром, в 4 часа по московскому времени. Всего за 6 часов комфортабельный автобус, со знающими свое дело водителями, по очень хорошим дорогам Краснодарского края, с двумя санитарными остановками доставил нас до места назначения: в посёлок Каменномостский Майкопского района республики Адыгея.

То, что наш автобус поднимается в горы почувствовалось ещё на рассвете. Восходящее солнце поднималось снизу и небо казалось ледяной рекой, в которой отражается солнечный диск. Я сначала так и подумала, потому что гряда тёмных облаков на “той стороне реки” выглядела точно, как противоположный берег.

Потом только сообразила, что наш автобус уже так высоко поднялся в горы, что солнце и горизонт оказались внизу.
По приезду часть группы осталась на термальных источниках. Это те, кто уже не в первый раз отправился в такое путешествие и кто уже видел главные достопримечательности этого тура. А нас  повезли дальше, к Большой Азишской пещере, которая находилась в нескольких километрах от термальных источников.

Дорога пролегала по горному хребту под названием Азиш-Тау,   расположенному на высоте 1600 метров над уровнем моря.  Через полчаса мы вышли из автобуса и стали подниматься вверх к пещере. Вокруг  лежал снег. Огромные ели упирались макушками чуть-ли не в облака. Воздух был чистым,  несмотря на то, что внизу собралось большое количество транспорта разного калибра. Взрослые и ребятишки разноцветными горошинами рассыпались вокруг. Кто-то с надувными ватрушками и бананами стоял в очереди, чтобы скатиться с горы. Кто-то уже карабкался снизу, а кто-то сидя на бананах, прикреплённых к снегоходу, визжа от страха и восторга проносился мимо нас, чтобы снова скатиться с горы.

Нам было предложено подняться на смотровую площадку№1,  а потом спуститься вниз и приготовиться к посещению Большой Азишской пещеры. Подъём на смотровую площадку был не очень лёгким. Мы пыхтели, но поднимались. Физические усилия не были в тягость и ощущения радости и восторга от великолепия природы, морозного чистого воздуха были наградой за эти усилия.

С нами был экскурсовод, молодой человек, который очень хорошо  делал свою работу. Ещё в автобусе он рассказал много интересного о заповедных местах Адыгеи, об эндемичных растениях и животных  обитающих на Кавказе, об экспедициях по изучению этого края, в которых он участвовал сам. О самоотверженных учёных, например, о Н.Вавилове, под руководством которого в 30-х годах прошлого столетия была построена Майкопская опытная станция Всесоюзного Института Растениеводства, о том, как  перед фашистской оккупацией всё имущество   МОСВИР было роздано на хранение населению. А сразу, после освобождения Кавказа от фашистов  уже в 1943г. опытная станция продолжила селекционную работу.

А по дороге на смотровую площадку Влад  рассказал нам о странных находках археологов,  таких как сундук  с эмблемой немецкой организации «Аненербе» в котором были найдены черепа неизвестных существ, о лабораториях нацистов, об их огромном интересе к Кавказу. Показал на смартфоне фотографии тех самых черепов без ротовой полости.

С первой смотровой площадки открывался чудесный вид на долину внизу и величественные горы Кавказа, обрамляющие её со всех сторон. А потом был веселый спуск по утоптанной множеством ног тропинке.

Внизу нас уже ждала руководитель турпоездки Елена Петровна. Нам раздали жетоны для пропуска в пещеру. Елена представила нам экскурсовода, который будет вести нас по пещере. Был проведён короткий инструктаж и мы с замиранием сердца прошли через турникет.

Ещё бы! Нам предстояло спуститься на глубину 9-ти этажного дома. В такой пещере я была впервые в жизни. Это потрясающее зрелище!

Причудливые растения, фантастические лики, фигуры монахов, ангелов, согбенных старцев высвечивались под лучом фонаря экскурсовода.
По всему периметру металлическая лестница подсвечена, ступеньки хоть и влажные, но не скользкие. Мы спускались и поднимались, держась за поручни. В пещере было прохладно и очень влажно, по сталактитам стекали капельки воды. Подсвеченные, они сверкали, как драгоценные камни.

Не смотря на то, что пещера известна с 1910 года, для посещения она была оборудована лишь в конце 70-х годов прошлого века.  Сталактиты и сталагмиты образовывались в течение миллионов лет. Но менее 50 лет понадобилось человеку неразумному, чтобы нанести природному памятнику непоправимый вред. Было сбито огромное количество сталактитов и сталагмитов.

Сейчас в пещере ведётся видео наблюдение и желающих отбить кусочек на память поубавилось.

После посещения пещеры мы поехали заселяться в гостиницу и на обед. Расселили нас в  домиках по 4 человека. Для семейных пар были и 2-х местные номера. В домике тепло, чисто. Есть всё необходимое: холодильник, душ, туалет. Обогревается домик электробатареей.
Обед  по-полной программе: салат, борщ, жареная курочка с картофельным пюре, чай или кофе на выбор, печенье. Всё было хорошо приготовлено, вкусно и вполне достаточно, чтобы чувствовать себя сытым и довольным.

В таком расслабленном состоянии  мы и прибыли на термальный источник “Водная Ривьера”. По пути наш гид рассказал нам о том, что температура воды на выходе из земли достигает 86°С. А в бассейн поступает очищенной и охлаждённой. Вода минерализована. По составу аналогична нарзану. А Елена предупредила нас, что надо обязательно придерживаться рекомендаций и в первое погружение не находиться в воде более 15 минут. Минут 20-30 побыть на берегу, а потом   можно будет пробыть в бассейне уже полчаса. А после второго перерыва уже находиться в воде столько, сколько пожелаешь. Мы заплатили по 500 рублей за три часа. Так что нам хватило времени накупаться вдоволь. Из пяти бассейнов с разной температурой воды самой комфортной оказалось вода в 36°С. 20°С - холодно, 39°С - горячо. Мы даже разок в детский бассейн умудрились заскочить.

Сначала меня смущал сероводородный запах пара, но вскоре  я перестала воспринимать его, как что-то необычное.

Вокруг бассейнов красота: фигурки сказочных персонажей, пальмы из разноцветных гирлянд, домики подсвечены. И мы, взрослые тётеньки с удовольствием плещемся зимой в горячей воде под открытым морозным небом!

Это был выходной день и до позднего вечера местные жители семьями приезжали, купались и уезжали, сменяя  друг друга непрерывным потоком. Вообще это так здорово - видеть весёлые лица, слышать детские визги и смех, самой быть участницей этого гама.

Перед отъездом в гостиницу, мы ополоснулись теплой водой под душем, высушили головы феном и изрядно уставшие были доставлены в гостиницу. Не было сил даже на разговоры. Заснули мгновенно, зная, что завтра будет не менее насыщенный день.

День 2-й. Гора Фавор. Источник Великомученика и Целителя Пантелеймона. Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь. Адыгейский сыр и монастырский хлеб. (продолжение здесь)

1. Светлана, как здорово! Какая молодец. Пещеры очень интересны и жутковаты одновременно. В Абхазии спускались в пещеру Новый Афон. До сих пор ощущаю эту атмосферу. А игра света на сталактитах и стенах пещеры создает удивительные образы - я даже гнома видела :) Даже завидую по-хорошему вашим впечатлениям

1. Да, Людмила, впечатлений от посещения Азишской пещеры много. Трудно передать словами. Я сейчас подумала о том, что мечты действительно сбываются! У старшей сестры был большой энциклопедический словарь и там были фотографии таких пещер. Мы с младшим братишкой всегда с интересом их рассматривали и мечтали увидеть своими глазами сталактиты и сталагмиты. Вот, сбылось!))))

2. Светлана, СУПЕР! Молодец, сделала то, о чем многие и не мечтают! Только фотки маленькие, тебя не разглядеть!

1. Гузэль, спасибо за комментарий! На фотографиях я только на одной. Лежу на снегу)) Не взяла с собой ни планшет, ни фотоаппарат. Только телефон. Очень сожалею об этом своём безрассудстве.

3. Этот комментарий был удален автором.

4. Геннадий Васильевич, спасибо! Не переживайте, что стихотворение не выстроилось четверостишием. Надо было его сначала в Блокноте набрать, а потом вставить в поле для комментария. Вот так:

Автобусом высоко в гору
    Навстречу солнцу, облакам
    Потом в глубокую пещеру -
    Какой маршрут на зависть нам!

А после этого «Ривьера»
    Бассейн с комфортною водой
    Такая жизнь для всех примером
    Должна служить само собой

5. Молодец, что решилась на экскурсию. Даже у меня остались большие впечатления от твоего описания

6. Этот комментарий был удален автором.