четверг, 7 февраля 2019 г.

На Крещение - в Адыгею

День 2-й. Гора Фавор. Источник Великомученика и Целителя Пантелеймона. Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь. Адыгейский сыр и монастырский хлеб.
День 1-й (читать здесь)

Утром, до завтрака мы отправились на прогулку к озеру. Накануне вечером Елена красочно его описала, разжигая наше любопытство. Озеро это рукотворное. Вокруг него парк. Летом очень красиво. Лебеди и утки обитают на озере. База отдыха, гостиница которой стоит прямо посреди озера, называется "Озеро Желаний". Наверное, это очень романтично посидеть вечерком в хорошей компании на террасе окруженной водой. Рыбалка говорят здесь отменная.  Всегда много желающих порыбачить прямо с порога своего жилища.

После завтрака, погрузив свои вещи в автобус, мы выдвинулись в сторону Свято- Михайловского Афонского монастыря.

Экскурсоводом на второй день была девушка Влада. У них с мужем "семейный подряд". Они оба профессиональные экскурсоводы и инструкторы. Учились в Майкопе в Школе туристического бизнеса. Влада рассказала нам историю возникновения  православного монастыря. Поведала о том, что монахи селились в этом месте с 9 века. А во второй половине 19 века со своими иноками пришёл в эти края с Афона  о. Мартирий, делом жизни которого и стало строительство монастыря.

В 1883 г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название: Свято - Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению - за р. Кубанью.

Трагическая судьба постигла монастырь в советское время.  Монастырь был закрыт, храмы взорваны и раззорены. На территории монастыря в разное время были и дома отдыха, и туристические базы, и детская колония. И только в начале нового столетия, с 2001г. началось возрождние этой православной святыни.

Кроме храмов и зданий в которых живут монахи,
послушники и трудники, есть на территории ещё и подземный монастырь. Кельи вырыты монахами-отшельниками прямо в горах. Сохранилась малая часть этого монастыря. В наш приезд экскурсии в подземелья не проводились.

Влада провела небольшую экскурсию по территории, а  Храм в честь Пресвятой Троицы было решено посетить после  восхождения к Источнику Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона и на гору Фавор (Физиабго) к Храму Успения Пресвятой  Богородицы.

По пути на вершину горы мы набрали  кремнеевой воды из источника Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. Написали записочки о поминовении и о здравии. Желающие окунулись в купель.
На горе (1600м над уровнем моря), рядом с временным деревянным Храмом Успения Пресвятой Богородицы (его возвели в 2011г. на месте взорванного в 1946  величественного  соборного храма Успения Божией Матери) выстроена колокольня. В колокола которой разрешено звонить туристам. Я с радостью воспользовалась этим разрешением, оглашая округу неумелым трезвоном, возвещающим, что я поднялась-таки на гору.

Подъем давался с трудом, хотя весь путь оборудован лестницами с площадками и скамейками для отдыха. Хорошо, Влада подсказала о молитве Иисусовой, что надо читать её, когда станет совсем невмоготу. Помогло.

Спускались гораздо легче и вскоре вновь оказались на территории монастыря и зашли в Троицкий Храм. Службы в это время не было. Экскурсовода тоже.  Мы были предоставлены сами себе. Обошли по периметру зал, рассматривая иконы, как картины в музее. Я в который раз поняла насколько я не сведуща в вопросах веры. Думаю, что не у  меня одной было такое ощущение, потому что в монастырской лавке народу было гораздо больше, чем в зале храма.

В лавке было много чего интересного: и мёд с монастырской пасеки, и лекарственные настои трав, и лечебная косметика на травах, и... всего уже не упомню. Цены на всё были достаточно высокими. А может это я была очень ограничена в средствах.

До посещения монастыря мы заехали на местный рынок и прикупили адыгейского сыра. Адыгейский сыр - бренд республики. Адыги готовили его с незапамятных времён. Рецепт приготовления передавался из поколения в поколение. По легенде однажды во время ненастья молодая девушка спасла стадо овец, и бог Амыш, покровитель животных дал ей рецепт приготовления сыра, сытного и очень полезного продукта.

Елена, руководитель нашей поездки, посоветовала обязательно попробовать и копчёный сыр. Особенно рекомендовала твёрдый копчёный сыр "Мате". Все продавцы, предлагая свой  сыр, обязательно давали попробовать. Так здесь принято. Копчёный сыр мне не понравился, а сыр "Мате" совсем не пришёлся по вкусу. Зато головку простого наисвежайшего адыгейского сыра я  тут же купила. И дома мы его съели с превеликим удовольствием.

А в монастырском ларёчке  я купила хлеб, испечённый в пекарне монастыря. Знающие дамы из тех, кто уже не первый раз приезжал сюда, покупали по несколько булок хлеба и выпечки. Монастырский хлеб особенный - он не черствеет продолжительное время и очень-очень вкусный.

Пришло время позднего обеда. Обедали мы в кафе в п. Тульский и где-то недалеко от термальных источников. После обеда было предложено часовое купание. А после купания - обратный путь.

Мы благополучно прибыли в г. Шахты около полуночи. И мне, и Зое понравилось наше путешествие. Мы благодарны организаторам. Всё, что обещалось в рамках тура было выполнено.  Это  моё первое  знакомство с ООО "Елена-Тур", её руководителем Еленой Калининой. Надеюсь, что наше знакомство продолжится.

А вы, дорогие читатели, любите путешествовать? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими впечатлениями.

1. Очень интересная экскурсия. В таких местах особенно остро ощущается старина. Как буд-то рукой к истории прикоснулся. Класс,Светлана

1. Да, Людмила, это так! Правда, грустно от осознания того, что во времена атеистические столько пострадало и людей, и храмов.

2. Очень хорошо описала свою экскурсию. Просто здорово отдохнула от дел домашних. Я тоже туда хочу.

1. Привет, Владимир! Согласна. Надо почаще менять обстановку, тогда и дела домашние будут в радость)). В Адыгее очень хорошие условия для отдыха. Приезжайте, не пожалеете.

3. Этот комментарий был удален автором.

4. Статья интересная, читается легко и когда читаешь, нетерпится узнать, а что же было дальше.
    Я мечтаю о том времени, когда я вернусь и можно будет путешествовать вместе)))

1. Галя, я чувствую грусть в твоих словах. Возвращайся и будем путешествовать вместе!